Учителя российских школ вынуждены справляться с самым большим объёмом бумажной работы по сравнению с работниками сферы среднего образования других стран. На каждые 46 рабочих часов в неделю 15 из них приходятся на подготовку планов и отчётной документации. Но это не единственная проблема современной отечественной системы образования.
Учителя российских школ вынуждены справляться с самым большим объёмом бумажной работы по сравнению с работниками сферы среднего образования других стран. На каждые 46 рабочих часов в неделю 15 из них приходятся на подготовку планов и отчётной документации. Но это не единственная проблема современной отечественной системы образования.
По итогам международного исследования Teaching and Learning International Survey (TALIS), Россия имеет наиболее забюрократизированную образовательную систему в мире. При вынужденной 46-часовой рабочей неделе (что уже и так говорит о мощной перегрузке) почти 33% часов занимает бумажная работа. При этом, как отмечает Леонид Перлов, член профсоюза работников образования «Учитель», чаще всего подобную работу с отчётами и планами учителям приходится осуществлять во внеурочное время, несмотря на отсутствие за это каких-либо доплат.
Ещё одной важной проблемой является содержание выполняемой педагогами работы, из которой большая часть не имеет непосредственного отношения к их профессии. Но и доплаты за неё учителя не получают, несмотря на то что от них требуют неукоснительного её выполнения, иногда включая в перечень должностных обязанностей. Подобная составляющая работы педагогов имеется и в других странах, но там без одобрения профсоюза администрация не может внести изменения в порядок оплаты или нормирования рабочего времени.
Чрезмерная административная нагрузка приводит к тому, что учителя уделяют ученикам меньше внимания. Исследование показало, что на обучение каждую неделю тратится только 23,5 часа. При этом Рустам Байбурин, аналитик Института образования ВШЭ, считает, что снижение бюрократического контроля может не привести к ожидаемым результатам.
Он отметил, что проблема заключается не в том, что учителям не нужно будет заниматься бумажной работой, а касается проблемы их занятости в освободившееся время. По его словам, важное значение имеет необходимость включения педагогов в совместную работу в это время, иначе они будут просто покидать школу сразу после завершения занятий. Для этого необходимо выстраивать работу в команде на основе доверительных отношений, но это также имеет ряд сложностей. Часть учителей стремится всё контролировать, а другие уже свыклись с тем, что находятся под контролем.
Кроме проблемы административной загруженности учителей, в российском образовании есть и другие сложности. В частности, насущной необходимостью является повышение квалификации педагогов и привлечение молодых специалистов в школы. Об этом заявил Виктор Панин, глава общества защиты прав потребителей в системе образования.
Он отметил, что по итогам проведённого исследования, текущие кадры в школах – это в большинстве своём учителя предпенсионного и пенсионного возраста, в то время как учебные заведения нуждаются в молодых активных специалистах. Ведь многие преподаватели не только не знакомы с информационными технологиями, но даже зачастую не знают о том, что такое интернет. Однако консервативность системы образования приводит к тому, что любого рода изменения в ней ощущаются лишь спустя длительное время.
Итоги исследования показали, что Россия занимает лидерские позиции по среднему возрасту учителей. Так, доля педагогов в возрасте более 50 лет превышает 40%, в то время как молодых специалистов (до 25 лет) – 5%. Но и это является лучшим показателем в мире.
Фото взято с сайта http://ptzgovorit.ru.